Главная  |  О себе  |  Мои учителя  |  Конкурсы  |  Концерты  |  Творчество  |  Мои друзья  |  Разное  |  Контакты  |  Гостевая книга  | 

Поиск:
КОНКУРСЫ

VII ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС АРТИСТОВ ЭСТРАДЫ

Логотип конкурса

ИТОГИ КОНКУРСА

Двухнедельная жаркая пора VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады позади.
Подведены итоги, названы лауреаты.
Вчера состоялось торжественное закрытие этого трудного и ответственного состязания, вручение
лауреатских наград, дипломов, в последний раз победители продемонстрировали свои лучшие
работы перед членами жюри и гостями этого праздника.
Сегодня и завтра любители эстрадного искусства побывают на концертах-парадах новых "звезд"
многожанрового искусства, пользующегося широкой популярностью у аудитории, и начнется
повседневная рабочая жизнь у всех, кто держал трудный экзамен.
Что же показал конкурс?
Какие процессы, тенденции в эстраде обнаружил он? Какие проблемы выдвинул на повестку дня?
Какие открыл перспективы в данной области? Какую роль может сыграть подобное соревнование
творческой молодежи в их судьбах, какой след оставит в культурной жизни страны,
в формировании слушательских вкусов?
С этими вопросами корреспондент Советской культуры" обратился к председателю президиума
жюри, народному артисту РСФСР композитору Яну Абрамовичу ФРЕНКЕЛЮ:
- Прежде всего мне хотелось бы сказать о значении конкурса, подчеркнув, что смысл его не только
в том, чтобы открыть новые "звезды", обнародовать их имена, дать "лауреатские путевки" молодым
артистам на "большую" эстраду. Значение подобных творческих состязаний прежде всего в том, что
они раскрывают широкую панораму процессов, характеризующих сегодняшнюю советскую эстраду,
общие процессы для всех жанров и успехи, "болезни" в каждом из них, дают возможность наметить
перспективы на будущее, ибо все те, кто назван в списке дипломантов и лауреатов,- не просто
герои нынешнего дня: им принимать эстафету у своих старших коллег, им вершить судьбы
советского эстрадного искусства. Ответственность поистине огромная!
Конкурсные прослушивания, особенно третьего тура, еще раз убедили каждого из членов жюри,
что интерес публики к делам эстрадным весьма велик: зал Театра эстрады каждый вечер
заполнялся до предела. С тем большей строгостью мы должны были подходить к отбору лучших,
многосторонне взвешивая возможность молодого артиста стать воспитателем вкусов самых широких масс слушателей.
Мне хочется особо подчеркнуть это слово - воспитатель, а не развлекатель публики. Не забываем
ли мы, не забывают ли сами артисты об этом, когда дело касается эстрады? Ведь человек, который
выходит на сцену, который обращается к аудитории, должен быть подготовлен мастерством,
знаниями, общей культурой, чтобы "разговаривать" с залом на языке своего искусства, в каком бы
жанре он ни работал. Он должен что-то предложить сидящим перед ним, предложить полезное,
твердо зная, что он хочет предложить. Иными словами, он должен быть личностью.
Вспомните о наших лучших певцах о Клавдии Шульженко, о Маркс Бернесе, о Георге Отсе.
Для слушателей в том, что исполняет артист, как исполняет вырисовываются его человеческие
качества. И к тем песням, которые звучали, предположим у Бернеса, публика относилась как к его
собственным.
Присутствуя на конкурсных прослушиваниях вокалистов (впрочем, как и на многих обычных
эстрадных концертах), я невольно задумывался о том, с чем может обратиться тот или иной певец,
если репертуар его пуст, бессмыслен, если он "вещает" о любви, о радости, о горе фальшиво
не в смысле интонационном! , заученно, порой даже пошло.
Надо сказать, к конкурсному репертуару в ряде жанров немало претензий. Гражданственность,
художественная образность, новаторский поиск индивидуальность почерка - все это, за редким
исключением, было малозаметным Особенно у вокалистов и разговорников.
Трудно понять по каким обстоятельствам из той сокровищницы советской песни,которую хорошо
знают во всем мире, которая принесла нам славу, почти ничего не исполнялось.
И еще об одном хотелось бы сказать в связи с репертуаром вокалистов: я не отрицаю, что
на основе песни можно создать маленький спектакль, так сказать, театрализованное действо
(нас в этом убедила талантливая молодая артистка из Киева Наталья Рожкова). Но когда
разыгрывается театральная сценка беспомощно, плоско, только для того чтобы спрятать за
зрелищность свою недостаточную вокальную состоятельность, с таким согласиться трудно.
Не берусь профессионально судить об уровне мастерства представителей разговорного жанра.
Однако трудно было не заметить, что многим представителям этого жанра (в их числе и некоторым
конферансье) явно не хватало культуры речи, элементарной культуры. Кажется, все есть у артиста
- и актерское дарование, и сценическое обаяние, и умение общаться с залом. Но без подлинной
культуры речи здесь никак не обойтись.
Говоря о недостатках, не могу обойти молчанием тот факт, что все участники нынешнего конкурса
не "самостийно" включились в соревнование - их рекомендовали, направляли концертные
организации, учреждения культуры, учебные заведения. Почему же среди тех, кто выступал в
первом туре, встречались исполнители, вызывавшие полное недоумение своей беспомощностью?
Что это - формальный подход, непонимание того, что представляет собой Всесоюзный конкурс
артистов эстрады или недостаточная компетентность руководителей организаций?
Зато, несомненно, порадовал на нынешнем состязании возросший интерес к народным традициям
в искусстве, обращение к фольклору. Это ощущалось и в чисто этнографических вокальных,
инструментальных коллективах, и у некоторых вокально-инструментальных ансамблей, таких,как
"Дестак" из Туркмении, "Арай" из Казахстана, "Плай" из Молдавии. И трудно не заметить, что их
попытки соединить фольклор с современными формами и средствами художественной
выразительности дали хорошие плоды.
Думаю, на следующих эстрадных конкурсах чисто фольклорным коллективам, солистам-певцам и
ансамблям следовало бы выделить свой раздел.
Хорошо показали себя и джазовые исполнители. Их было мало, но выступления их вполне
соответствовали уровню всесоюзного соревнования, и они убедили, что советский джаз
развивается успешно, интересно.
Не настала ли пора организовать специальный Всесоюзный конкурс джазовых музыкантов?
Между прочим среди музыкальных жанров ВИА заняли на сей раз скромное по числу коллективов
место. И мне здесь увиделась повышенная ответственность к этой форме эстрадного
исполнительства.
Конкурс - всегда открытия. Они есть и сегодня. Но уже сейчас надо думать и заботиться о том,
чтобы новым "звездам" эстрады хватило профессиональной культуры, эрудиции, мастерства
на многие годы, чтобы дарование их не амортизировалось очень быстро, как это, к сожалению,
не раз случалось на эстраде.
А эстраде нужны таланты, нужны личности, которые всегда приносили нашему искусству славу.

Беседу записала М. ИГНАТЬЕВА.
"Советская культура" 1983г.

 

 

<<<  Оглавление          Продолжение  >>>

 

 

 

            TOP 100

Rambler's Top100 META - украинская поисковая система

Главная  |  О себе  |  Мои учителя  |  Конкурсы  |  Концерты  |  Творчество  |  Мои друзья  |  Разное  |  Контакты  |  Гостевая книга  | 

 

Hosted by uCoz