Главная  |  О себе  |  Мои учителя  |  Конкурсы  |  Концерты  |  Творчество  |  Мои друзья  |  Разное  |  Контакты  |  Гостевая книга  | 

Поиск:
КОНКУРСЫ

VII ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС АРТИСТОВ ЭСТРАДЫ

Логотип конкурса

ПОСЛЕ ФИНИША

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ И КОНФЕРАНС.

Хорошо, что минуло какое-то время после завершения конкурса, и прежде, чем начать эти заметки, удалось поразмыслить, умерив неизбежные эмоции, возникавшие по ходу конкурсного прослушивания.
Приходится сожалеть, что "за скобками" списка победителей остались некоторые явно способные исполнители. Они были отвергнуты вполне справедливо, поскольку вначале сумели возбудить к себе интерес, а потом не выдержали длинной дистанции конкурса. Не выдержали потому, что высококачественного литературного материала хватило только на одно выступление.
Речевых дуэтов было немного, и среди них обратила на себя внимание пара из Ленинграда
- Владимир Границын и Вячеслав Варкин. Их номер "Скрытые резервы"
(авторы В. Биллевич и В, Николенко) напомнил о столь присущей эстраде парадоксальности и эксцентричности. Вывернуть наизнанку, показать в необычном ракурсе какое-то явление, подвергнув его сатирическому осмыслению,- вот прием, которым удачно, на мой взгляд, воспользовались ленинградские артисты.
К сожалению, выступление этой пары во втором туре произвело менее благоприятное впечатление. Неудачные выступления А. Иванова и С. Купецкого из Петрозаводска, О. Слеповой, Г. Семеновой заставляют задуматься над сегодняшними требованиями к разговорной эстрадной миниатюре.
Если раньше некая салонно-кулуарная "болтовня", перескакивание с темы на тему считались присущими эстрадной разговорности, даже чем-то обязательным, то современный зритель оказался более разборчивым в получаемой информации. "Легкое щебетание" ушло в прошлое.
Логика, точность ставящейся для размышления проблемы (пусть даже в сугубо лаконичной форме), ясность сверхзадачи - таковы признаки сегодняшней разговорной миниатюры.
А теперь о тех, кто стал лауреатами.

Ефим Шифрин (режиссер В. Точилин), безусловно, весь "наполнен" юмором. Он отличный острохарактерный актер. Сегодняшней эстраде все менее и менее присущи застывшие "маски", которые сковывают возможности актера, быстро могут надоесть зрителям.
Вспомним эволюцию Геннадия Хазанова. Когда-то ему стало тесно в рамках маски учащегося кулинарного техникума, и он сделал верный и смелый шаг в сторону эстрадного спектакля, где обрел возможность играть целую галерею ролей и характеров.
Я видел Е. Шифрина только на конкурсе, где он исполнил монологи С. Альтова и В. Коклюшкина. Молодой артист Москонцерта мне пришелся по сердцу.

Всех убедило сочетание эстрадного разговора с игрой на тромбоне (Георгий Павличенко. Луцк). Однако такое сочетание не может быть бесконечным. Ну, еще один-два монолога, построенных таким же образом, а дальше? И опять нужен поиск, изобретательство, коль скоро Павличенко и музыкант и разговорник. (Правда, в искусстве эстрадного разговора ему и сегодня есть над чем работать.) Вместе с тем обаяние артиста, его простодушность компенсировали те недочеты, которые ему пока присущи. Да и сам материал о том, как сложно оказалось увлечь людей коллективным творчеством "для души",- очень злободневен и интересен.

Волнует, что будет дальше делать талантливый, обаятельный Александр Исаков
(Ленинград III премия). Сумеет ли он свои умения пародиста употребить во благо развернутого номера, которого ему сегодня пока недостает?

В этом смысле номера Александра Сумишевского (Пермь) произвели очень хорошее впечатление. Его способности к пародированию автором Л. Якубовичем и режиссером В. Точилиным "уложены" в сюжет: Сумишевскому как режиссеру необходимо провести условный "прогон" приближающегося концерта. И вот здесь артист на миг перевоплощается то в одного, то в другого исполнителя, поет, танцует, даже пробует "сценографические эффекты". По выдумке и по исполнению все это очень неплохо. Да и во втором туре он сделал ряд интересных, почти экспромтных дружеских шаржей на своих "соперников" по конкурсу.

Светлана Давыдова (Ленконцерт) не только своим "Уроком пения", но и вторым своим номером полностью убедила в широте своих возможностей. На втором туре она показала "рассказ в рассказе", который провела от имени мужчины, да еще в возрасте, Признаться, первые полминуты я привыкал к такому образу в женском исполнении, а потом как-то вдруг незаметно втянулся, и мне стало очень интересно. Отличная эстрадная актриса Светлана Давыдова - тонкая, современная, актерски смелая!

Дуэт Т. Новицкой и И. Шароева еще очень молод. Умный, острый материал А. Арканова и Г. Горина "Как Сидоровы ходили в гости к Семеновым" им еще до конца освоить трудно, он требует от исполнителей возраста, жизненного опыта, ассоциативного мышления. Но они играют эту миниатюру убежденно, профессионально достаточно точно. Кроме того, молодые артисты хорошо сочетаются в паре, дополняют друг друга. При нынешнем дефиците разговорных дуэтов Новицкая и Шароев оказались по праву выделенными жюри.

Конферанс-83.
Каким он стал и каким должен быть?
Практика сегодняшней эстрады и впечатления, полученные на конкурсе, заставляют делать вывод о том, что сейчас еще более, чем когда-нибудь, ценятся на эстраде ум, интеллигентность и воспитанность. Спонтанность, раскованность, граничащая с развязностью, различные оттенки "рубахи-парня" сегодня не убеждают. Нельзя, чтобы конферансье работал в расчете на смех примитивный. Об этом удивительно точно говорил А. В. Луначарский: "Многие говорят, что смех, который можно вызвать трюком, смешным положением... физиологически чрезвычайно полезен...
Может быть, и так, но мы может вызывать смех и более разумными способами".

Мне кажется, что Андрей Васильев, занявший третье место находится на грани того и другого стиля. Не скрою и своего отрицательного суждения о финале выступления Васильева в третьем туре, когда он представил собравшимся находящегося в зале героя-спортсмена К. Но в целом, особенно в своем первом номере ("Я - режиссер"), Васильев производил достойное впечатление.
Здесь я позволю себе небольшое отступление.
Все-таки чувство меры у конферансье должно быть сугубо обостренным. Можно и нужно "отпустить" себя, освободиться от зажимов, свободно общаться с залом, но в то же время всегда быть готовым нажать на тормоз. Самое страшное, когда "понесет".

Так было на первом туре с неким участником конкурса в жанре конферанса (не станем публиковать его фамилию: а вдруг к следующему конкурсу он "перевоспитается").
Раскованность этого молодого человека перешла в развязность, когда он, решив показать миниатюру, обратился за помощью к одному из членов жюри. Это было смелым шагом, все заулыбались, предвкушая что-то оригинальное, остроумное, неожиданное. Конкурсант попросил своего уважаемого партнера взобраться на стул, очень долго договаривался с ним об условиях игры, репетировал (а партнер все стоял на стуле), потом ему понадобились настоящие деньги в качестве игрового реквизита, и они были заимствованы опять-таки у партнера...
Неприглядной "шуткой" в итоге обернулась эта, с позволения сказать, "импровизация" молодого конферансье...
А ведь сам он человек не без способностей. Но и без чувства меры.
Продолжу о лауреатах.

Андрей Днепров понравился всем, когда на первом туре исполнил монолог В. Днепровой "Моя жена Галя". Это было тепло, искренне и - увы - очень актуально. Собственно конферанс у Днепрова (репризы, интермедии, микромонологи), наверное, мог бы быть и разнообразнее и ярче по содержанию, но подкупает опять-таки интеллигентность артиста, его манера разговора с залом.

Диплома конкурса был удостоен юный представитель Киевского театра эстрады
Михаил Битный-Шляхта. Он заинтересовал собой в первом выходе - во фраке с длиннющими фалдами и с папкой, в которой начальству подают бумаги на подпись. Зачитал свое письменное заявление, обращенное к жюри и аудитории, где содержалась несложная "история направления артиста Битного-Шляхты М. на Всесоюзный конкурс эстрады". Это было забавно и обнадеживало. Но, как говорится, "пороху не хватило" на большее начинающему конферансье...

Высшую ступеньку пьедестала почета среди конферансье (второе место) занял ленинградец Евгений Альпер. Он студент дипломного курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Представляется, что Альпер - иллюстрация непреложной истины, что разговорнику сегодня крайне важно быть по-настоящему образованным человеком. Он выступал во всех турах без срывов, абсолютно стабильно. Пользуется текстом, написанным точным литературно-разговорным языком, без междометий и искусственных пауз. Такой стиль полностью сочетается с личностью молодого исполнителя. Импровизационность Альпера, однако, не в тексте, а во взгляде, в сдержанной полуулыбке, в коротком "спасибо" за неожиданно возникшие аплодисменты. Аккуратность, корректность, воспитанность. И юмор. Умный, содержательный. Следует упомянуть и о том, как Евгений вывел на поклон всех участников своего отделения (до него на конкурсе никто не догадался этого сделать). Но обо всем в этих коротких заметках не скажешь.

Выводы?.. Их несколько.
Надо отметить стремление отдельных эстрадных жанров к соединению, к образованию новых сочетаний (разговорник плюс музыкант, разговорник плюс танцор, конферансье - всесторонний умелец). Это хорошо.
Следует посетовать, что мало было политически острых материалов. А вот материалов невысокого литературного качества было достаточно, что само по себе не радует.
Досадно, что слабый материал, отвергнутый жюри, остался в репертуаре артистов и сегодня исполняется с эстрады. А не предоставить ли жюри подобных конкурсов права "вето" в отдельных случаях появления явного литературного брака?

И последнее. Не лучше ли следующий конкурс проводить не в три, а в четыре тура - первый тур по зонам, по регионам (как теперь принято говорить)? Чтобы на местах подбодрить робких, но способных, помочь им советом. Чтобы отвергнуть слишком смелых (если не сказать, настырных), но малоодаренных. Чтобы сделать тем самым конкурс более массовым. Ведь на этот раз некоторые края и области совсем отсутствовали в конкурсной географии! А вдруг именно там и остался в тени никому не ведомый потенциальный лауреат или дипломант, скромный, способный и подающий надежды артист?..
А вдруг?..

С. КЛИТИН
журнал "Советская эстрада и цирк" 1983г.

 

 

<<<  Оглавление          Продолжение  >>>

 

 

 

            TOP 100

Rambler's Top100 META - украинская поисковая система

Главная  |  О себе  |  Мои учителя  |  Конкурсы  |  Концерты  |  Творчество  |  Мои друзья  |  Разное  |  Контакты  |  Гостевая книга  | 

 

Hosted by uCoz